Электронный научный журнал

Ракишева Г.М,

ТРАНСКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Гульмира Мадиевна Ракишева — докторант философии (PhD), 6D012300 – Социальная педагогика и самопознание, Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева (Астана, Казахстан); E-mail:  gulmira_rakisheva@mail.ru

 Аннотация. В статье представлены результаты исследования, касающиеся формирования транскультурная компетентность у будущих педагогов в условиях университетского образования Республики Казахстан. Сформировано системное представление о феномене «транскультура», его становлении и развитии в психолого-педагогической науке; определены теоретико-методологические подходы к формированию транскультурной компетентности будущих педагогов в условиях университетского образования; определена, расширена и уточнена сущность понятий «транскультурная компетентность», «транскультурная компетентность будущего педагога; выявлены и обоснованы психолого-педагогические условия формирования транскультурной компетентности будущих педагогов в условиях университетского образования.

Ключевые слова: транскультурная компетентность, будущие педагоги, университетское образование, Республика Казахстан.

 

Литература:

  1. Абибулаева А.Б., Ракишева Г.М., Стукаленко Н.М. Теоретические предпосылки возникновения в образовании феномена «транскультура» // Хабаршы – Вестник Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева. 2016.- №3 (116). — С. 7-11.
  2. Актуальность транскультурного подхода в условиях интеграции в евразийское образовательное пространство // Доклады Казахской Академии образования. — Астана, 2016. — С. 83-92.
  3. Библер В.С. М.М. Бахтин, или поэтика культуры. – URL: http://www.bibler.ru/bim_bakhtin.html#d_i_k (дата обращения: 21.01.2016).
  4. Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном многообразии, URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/cultural_diversity.shtml (дата обращения: 13.01.2016).
  5. Гайсина Г.И. Культурологический подход в педагогическом исследовании: монография. — Уфа: Вагант, 2007. — 304 с.
  6. Глобалистика: Энциклопедия / ред. И.И. Мазур, А.Н. Чумаков. — Центр научных и прикладных программ «Диалог». – М.: ОАО Изд-во «Радуга», 2003. — 1328 с.
  7. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. — URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/gumil1/index.php, (дата обращения: 12.01.2016).
  8. Егорычев А.М., Кретинин А.С. Образовательное пространство человека и его базовые характеристики // ЦИТИСЭ. 2015. — № 3(3). — С. 15.
  9. Егорычев А.М. Традиции и инновации в мировой системе образования: поиск оптимального варианта // Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков. 2013. № 7. С. 129-141.
  10. Егорычев А.М. Современная высшая школа: истинные цели и задачи в условиях информационно-технологической эпохи // Ученые записки РГСУ, 2017. — № 3. – С. 108-115.
  11. Егорычев А.М. Образование в системе общественного развития // Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития: матер. Междун. научн.-практ. конф. (16-17.03.2017, Москва, МГОУ) / Под ред. Е.И. Артамоновой. В 2-х ч. Часть I. — М.: МАНПО, 2017. – С. 46-52.
  12. История Казахстана (с древнейших времен до наших дней). В пяти томах. т. 1. – Алматы: Атамура, 2010. – 544 с.
  13. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика личности: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.М. Егорычев. — М.: Перспектива, 2016. – 120 с.
  14. Мардахаев Л.В. Педагог, его место и роль в образовательной организации // Профилактика зависимостей: учеб.-метод. электр. журнал. – 2015. — № 3. – С. 187-195.
  15. Мардахаев Л.В. Социально-педагогическое сопровождение и поддержка, растущего человека, в жизненной ситуации // ЦИТИСЭ. 2015. -№ 1(1). — С. 16.
  16. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: учебно-методические материалы. – М., 2003.
  17. Назарбаев Н.А. и Евразийство: сб. избранных выступлений, интервью и статей Главы государства / Под ред. Е.Б. Сыдыкова. – Астана: Фолиант, 2012. – 424 с.
  18. Ракишева Г.М. Перспективность развития транскультурного подхода в образовании в свете возрождения традиций Великого Шелкового Пути // Диалог культур стран Великого Шелкового Пути: сб. матер. МНМК. — Турция, Эрзурум, 2016. — С. 492-493.
  19. Тоффлер Э. Третья волна. Электронная публикация: Royallib.ru-URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Toffler/_Index.php (дата обращения 23.11.2015).
  20. Тугжанов Е.Л. Политика межэтнической толерантности и общественного согласия в Республике Казахстан: политологический анализ. – Диссерт. на соиск. уч. степени докт. полит. н. — Астана, 2010.
  21. Эгрон-Полакс Э. Интернационализация высшего образования: тенденция на сближение или на расхождение? // Международное высшее образование – русскоязычная версия информационного бюллетеня International Higher education (Бостонский колледж, США), НИУ ВШЭ, 2014. — №76.
  22. Mityaeva A.M., Fomina S.N., Egorychev A.M., Khovanskaya E.A. Integration as Condition of Sustainable Development of Society and Education // Current Issues of Linguistics and Didactics: The Interdisciplinary Approach in Humanities (CILDIAH 2017): Proceedings of the 7th International Scientific and Practical Conference. — CILDIAH, 2017. — С. 187-193.
  23. Seitbattalova A.S. Information Support of the Professional Training of Educational Psychologists: Implementation and Development Prospects / Egorychev А., G. Akhtian, , Y.V. Chelysheva, I.D. Levina. — Man In India, 2017, №97 (16). – S. 199-212.
  24. Mityaeva A.M. Interethnic communication and interaction of students in their professional training / Puzankova E.N., Egorychev A.M. Fomina S.N., Pravdyuk V.N. — Social Sciences. — 2016. — № 11. – С. 856-861.